пятница, 3 апреля 2015 г.

Сэр Баскервилль Орта-Сыртский

Как многим наверняка известно, крымская зима-понятие относительное (а порой так и вообще преподносящее невероятные температурные сюрпризы). Еще недавно, на вершине Эклизи Бурун у меня наглухо примерз к носу шарф при -20'C, и вот через пару дней я иду по хребту Орта Сырт в одних шортах при температуре +18.

Поход состоялся благодаря нашему Бахчисарайскому товарищу Zak'у, который зорко высмотрел так называемые "январские окна" на погодных сайтах и забил в набат с требованием срочно выдвинуться в мини-поход. Маршрут также является его заслугой. Нам с Юлианом оставалось только поскорей упаковать манатки и устремить свои взоры в сторону живописных уголков восточного Крыма.
Старт этого мероприятия был намечен в селе Переваловка и поэтому встретившись утром на вокзале Симферополя мы первым делом озаботились покупкой билетов на судакское направление.
-Три на судакский автобус до Переваловки пожалуйста.
-Пожалуйста.
Вскоре подъехал наш автобус и пользуясь тем, что кроме нас было еще 4 пассажира, мы удобно расположились на задней площадке, заполнив ее своими рюкзаками.
Также на задних сидениях обнаружилось одно привилегированное место с Петей-петушком.
Но никто не решился на него сесть.

Итак, светило солнце, настроение было приподнятое и мы, в предвкушении отличных видов и благоприятной погоды готовы были тронуться в путь. Но как всегда все пошло не так с самого старта. За минуту до отправления в наш автобус, ведомый долгом службы, впорхнул контролер. Проверив билеты на передней площадке, он, окрикнув нас, спросил какие у нас места. Места на билетах у нас действительно были странные, так как в автобусе было 29 мест, а наши места были 28, 29 и 30. Я подумал что 30-е это "фартовое" место с Петей-петушком и поэтому не обозначено. Но контролер переменился в лице и заголосил:
-Какого черта вы влезли не в свой автобус?! Ваш автобус на Феодосию!!!Быстро бегите, он сейчас уезжает!!!
В это мгновение автобус, стоящий неподалеку, дал по газам и закоптив выхлопной трубой начал удаляться.
-А всё бля! Уехал! -резюмировал контролер.
Я посмотрел на билеты. Действительно Феодосия. Стоп. Какая может быть Феодосия, когда нам надо до Переваловки, а феодосийский автобус туда не идет?! Похоже, барышня в кассе серьезно дала маху. Но на нашу удачу водитель и контролер не стали заострять ситуацию и мы взбодрившись утренним недоразумением, отправились в сторону Переваловки.
По дороге мы рассказывали Zak у как совсем недавно очутились в подобной ситуации не с тем автобусом и чуть было не уехали в другом направлении под задорную песню "аста ла виста синьор".
В Переваловке было очень зябко, а небо затянулось облаками. Юлиан начал собирать свою панорамную лабораторию, нам же пришлось согреваться с помощью притопов и прихлопов.
Так же стоит отметить, что на этот раз роль "капуши" досталась Юлиану, так как он облился сгущенным молоком и нам пришлось ждать пока он приведет себя в порядок. Как не поверить после этого во Вселенскую справедливость?!

Дальше все пошло по нашему устаканенному стандарту: Zak летит впереди, Юлиан, цепляясь штативом за все ветки, старается не отставать, а я семеню позади. На этот случай у меня всегда припасена отговорка, что дескать я самый старший, и идя последним, зорко всматриваюсь, чтобы никто не потерялся.

Частично наш маршрут проходил по местам героической и боевой славы Крымских партизан, и мы побывали на нескольких партизанских стоянках и наблюдательных пунктах.

На одном из таких пунктов была установлена капсула с тетрадкой для записей туристов, в которой было очень много трогательных и правильных слов. Пришлось отметиться и нам.
А дальше мы велезли на хребет Хамбал, где нам предстояло решить какое выбрать направление на завтрашний день. Или спускаться по хребту Орта-Сырт в Веселое, или шпилить через перевал Маски и хребет Хашки-Кая аж до Морского.

В лучах заходящего солнца, изредка пробивающегося сквозь тучи, оба варианта выглядели крайне заманчивыми. Долго обсуждая плюсы каждого из них, мы (чтобы уж окончательно определиться), приняли решение бросить монетку. Монета в свою очередь приказала выбрать 2-ой вариант и пиликать до Морского.

Теперь нам оставалось спуститься с Хамбала, запастись водой на ужин и завтрашний день, у источника с одноименным хребту названием, и поставить лагерь.
Стать на ночевку решено было не далеко от родника, тем более, что совсем скоро нам подвернулась маленькая и очень уютная полянка.
Должен сказать, что в этот раз каждый участник располагал своей персональной палаткой, поэтому в самом скором времени на поляне возник хутор из трех домов.
Единственный минус этой поляны состоял в том, что из-за складок местности, на поляне напрочь отсутствовал сигнал сети. Певец Юлиан раздосадованный таким фактом, очень сокрушался, и даже залез на сосну в надежде на успокоительный звонок домой. Но все было тщетно. На экране возле антенны не появлялась даже одна захудалая черточка.
Zak в свою очередь сказал, что чхать он хотел на решение монеты и предлагает завтра наслаждаться красотами хребта Орта-Сырт. Юлиан, как вещий прорицатель Калхас, заметил, что противиться знакам фортуны крайне не разумно, но Zak подкрепил свое решение тем, что из Веселого гораздо больше шансов добраться до Судака, чем из Морского. На том и порешили.
Ужин прошел дружественной обстановке, а Юлиан стараясь сделать наше прибывание на поляне максимально комфортным, опять штурмовал сосну и прикрепил на ней импровизированный абажур из своего фонаря и чашки. Залив тем самым всю поляну, мягким, зеленым светом.

И вот, сытые и довольные мы разбрелись по своим палаткам. Сквозь легкую облачность поляну освещала луна, а лес по зимнему затих. В предвкушении завтрашних красот и приключений мы заснули.
Но, как оказалось, приключения для нас начались гораздо раньше рассвета...
Из глубокого сна меня вырвал лютый и протяжный вой.
АУУУУУУУУууууу!!!!! Воу-воу-воууууууууууу!-разнеслось по ущелью.
Я лежал и думал, кто это может так жутко выть.
АУУУУУУУУУУ!!!-раздалось уже ближе. В тоже мгновение, мимо нашего лагеря кто-то очень большой, ломая ветки, зарубился в чащу леса.
-Все это слышат?! Голос Юлиана звучал крайне обреченно.
-Слышат все??!!!-не унимался Юлиан.
Слышали все.
Вой не прекращался, и на нашу беду становился все ближе и ближе. В начале я думал, что так неистово может завывать олень, но по мере приближения стало очевидным: так лаять и выть могут только собаки.
Низина, в которой мы ночевали, раскисшая от вод источника, уж больно напоминала Гримпинскую трясину и мне вспомнилось какую печальную участь судьба преподнесла каторжнику Сэлдону. АУУУУУууу!!! Да и Мортимер остался без Снуппи...
Мы начали суетиться. Судя по лаю, собак было как минимум две и лично мои опасения были связаны с тем, что если собаки окажутся бродячими, то как минимум веселая ночь нам обеспечена уж точно. Каждый начал предлагать способы избежать знакомства с ночными гостями, причем способы эти были один экзотичнее другого. Тут присутствовали и романтическая ночь на дереве, и поджог леса, и паническое бегство в неизвестность в чем мать родила. Вперемешку с не очень то комфортным чувством страха, мне за эти мгновения становилось временами дико смешно. Я слышал как крутится и сходит с ума в соседней палатке Юлиан. И я все бы отдал, что бы видеть в эти мгновения его лицо! В итоге мы решили дать собакам ленивый отпор. Ленивый потому, что каждый собирался воевать не покидая своего спальника. Быстрая ревизия оружия показала, что наши шансы в битве с четвероногими друзьями человека достаточно высоки. У меня была трек палка и титановая кружка, что автоматически делало из меня пикинера испанской терции времен битвы при Рокруа. У Юлиана был увесистый штатив и развернув его треногой к противнику, он мог бы ( по одобренному Владом Цепешем рецепту), нанизать на его "ноги" трех псин одновременно. В свою очередь Zak располагал горелкой Jetboil, которая, благодаря своему футуристическому дизайну, с легкостью превращалась в огнемет, тем самым передавая привет Эллен Рипли и Королеве чужих, на нижних этажах колонии "Hadley's Hope".

Полные решимости мы сомкнули ряды застегнули палатки на все молнии, и стали ждать врага.
Вой и лай угрожающе наступал. С его приближением, мне становилось все страшней. Я понимал, что Zak маленький и худой, а соответственно его вкусовые качества для собак малопривлекательны по сравнению со мной и Юлианом. Но Юлиан так отравил свое мясо адреналином, что похоже мои упитанные телеса остаются единственным лакомым кусочком. Перспектива не самая обнадеживающая. И в тот момент, когда собаки почти выскочили на нашу поляну, в ночной тишине прозвучал выстрел.
Потом, по признаниям Юлиана, этот неожиданный и спасительный выстрел принес ему невероятное душевное успокоение, я же в тот момент задавался вопросом: кто ведет огонь?Холмс, Ватсон или все-таки  Лестрейд, и его верный револьвер?

Ясным было только одно-это охотничьи собаки, а тот, кто ломил в чащу мимо нашего лагеря при первом же лае, понял это гораздо раньше нас и поэтому(хочется надеяться) жив до сих пор. Позже провалившись в сон, я слышал еще раз отдаленное эхо выстрела. Но за исключением этого веселого происшествия, остаток ночи прошел в благоприятной обстановке и под плотной пеленой Гипноса.
Наступившее утро, в отличие от вчерашнего, было невероятно солнечным, и мы собравшись, перекусив и обсудив ночное происшествие, принялись сворачивать лагерь.

Переходящий кубок Капуши, на удивление, опять остался у Юлиана, а мы начали свой путь к заветному хребту. Не смотря на то, что утро выдалось зябким, первые же метры подъема согрели нас так, что утепляться пришлось лишь в самом конце нашей прогулки.
Что же касается самого Орта-Сырта, то тут огромная благодарность Zak'у за то, что он нас протащил по этому потрясающему месту. Хребет невероятно живописен, а с его вершин открываются умопомрачительные виды во все стороны света.
Юлиан ошалев от такого, лихорадочно запанорамил на полную катушку, мы же с Zak'ом по настоящему упивались этим солнечным днем.

Не смотря на январь, солнце раскочегарилось как тульский самовар, так что можно было спокойно идти в одних шортах. Душа что называется пела. В моей жизни была пара велосипедных спусков, по которым было настолько приятно ехать, что хотелось, чтобы спуск никогда не заканчивался.
Эдакий велосипедный рай. На Орта-Сырте я испытал подобные ощущения. Мне бы хотелось, чтобы дорога по этому хребту тянулась бесконечно долго.

Но все когда-нибудь подходит к концу, и вот мы уже на вершине Теркез-Оба. а оттуда путь наш лежит в балку Су-Чаптран и далее через виноградники, в поселок Веселое.

Думаю, что подобные чувства в плане легкого разочарования от того, что наша прогулка по одному из самых живописных и видовых хребтов подходит к концу, разделял со мной и Юлиан. И поэтому на вершине Теркез-Оба произошло восстание обезьян.

Дальше нас ждала дорога до Веселого, а оттуда в Судак и из него с столицу нашего полуострова. Так получилось, что мы очень удачно сели на судакский автобус, и судя по всему, у нас был небольшой запас времени для пересадки на электричку до Севастополя.
Но на въезде в Симферополь наш автобус застрял в пробке, да и время отправления электрички оказалось немного раньше, чем мы предполагали. Поэтому нам пришлось совершить забег по перрону и крытому мосту через жд_пути. И тут не обошлось без чудес.
По всей видимости Zak решил, что поход заканчивается в чересчур ванильных тонах и поэтому отчебучил по полной. Мы неслись по пустому мосту к спуску на перрон, где уже вот-вот должна отойти наша электричка. Я с Юлианом начал бежать вниз по лестнице. а Zak решил что обгонит нас, сбегая по выключенному эскалатору. И каково же было его изумление, когда после нескольких преодоленных ступенек эскалатор вдруг включился и начал перемещать Zaka обратно наверх. В этот момент в моей голове заиграло вступление из Smooth Criminal, а Zak отжигающий лунной походкой на эскалаторе был похож на Майкла Джексона на пике славы. Ю хэв бин хит бай смут криминал! Ау!
В последнее мгновение мы запрыгнули в электропоезд, хохоча что есть силы.
В общем, еще раз спасибо нашему Бахчисарайскому коллеге за отличный и насыщенный маршрут и хорошее настроение. И по традиции спасибо читателям, если дочитали аж до этого момента. Удачи на тропе, хорошей погоды и ради всего святого,"если рассудок и жизнь дороги вам-держитесь подальше от торфяных болот" (с)
В завершении немного фото, а все остальное читатель может увидеть в нашей галерее.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
p.s. Вместо послесловия, хотелось бы отметить, что мой формат ковыляния позади, обнаружил еще один немаловажный плюс. А именно то, что Юлиан во время своих фотографических изысканий наседает теперь на Zak'a со своими бесконечными сменами объективов.

p.s. #2  С более обстоятельным и художественным отчетом (с блэк джеком и панорамами) можно ознакомиться на ресурсе Юлиана.

1. Отличные фотки и как всегда прекрасный слог! Ждём следующего похода.

1. Спасибо. На походе мини-репорт о поездке в Научный (который тоже не обошелся без приключений)

2. Здорово!!!! Мне очень всё понравилось!!!